"КРЕСТЫ" В последней четверти XIX века в центре рабочего Петербурга, рядом с Финляндской железной дорогой, между набережной Невы и Симбирской (ныне Комсомола) улицей был выстроен мрачный краснокирпичный комплекс построек для Изолятора специального назначения. В комплекс входили церковь, здания служб и корпуса собственного изолятора. В плане все здания имели форму креста, за что изолятор и приобрел свое широко и печально известное прозвище. В центре каждого креста возвышалась сторожевая башня. От города тюрьму отделяла глухая кирпичная стена.
Автором и строителем тюремного комплекса был хорошо известный в Петербурге зодчий А.И.Томишко. По всей видимости, он неплохо справился с задачей, решив ее в простых, четких и функционально ясных формах.
Первая глава истории этой тюрьмы неожиданно закончилась в феврале 1917 года, когда восставший народ взял "Кресты" штурмом, распахнул камеры политических заключенных. Однако с победой революции тюрьма не утратила своей изначальной функции. Вплоть до настоящего времени она, как и прежде, является Следственным изолятором предварительного заключения. А в страшные годы сталинизма "Кресты" превратились в символ произвола и беззакония, когда, по словам Ахматовой, "улыбался // Только мертвый, спокойствию рад, // И ненужным привеском болтался // Возле тюрем своих Ленинград".
Кроме политических, в ожидании решения своей судьбы в "Крестах" содержалось множество уголовников. Вполне возможно, что именно в их кругах родился такой миф: "Проект предпологал строительство тысячи камер. На самом деле их оказалось 999, так как в тысячной был замурован автор проекта, дабы секрет постройки умер вместе с ним".